Тормозные жидкости

Тормозная жидкость

Исправность тормозной системы является одним из основных условий обеспечения безопасности автомобиля, поэтому ко всем ее элементам, в том числе и к тормозной жидкости, предъявляются особенно жесткие требования.

Тормозные жидкости служат для передачи усилия исполнительным механизмам в гидроприводах тормозных систем и сцепления автомобилей. Рабочее давление в гидроприводах может превышать 10 МПа.При торможении автомобиля его кинетическая энергия (энергия движения) переходит в тепловую. Например, автомобиль массой в одну тонну, тормозя со скорости 140 км/ч до полной остановки, высвобождает 180 ккал тепла, (которого достаточно, чтобы расплавить 0,78 кг серого чугуна). Чем интенсивней торможение, тем больше нагреваются тормозные механизмы и, также тормозная жидкость. Поэтому все элементы тормозных механизмов проектируются с учетом, необходимости интенсивного отвода тепла и недопущения повышения температуры выше предельно безопасной для системы. При экстренных торможениях температура тормозных колодок может достигать 600°С, а тормозной жидкости 150°С.

Температура кипения жидкости должна быть выше температуры, до которой тормозная жидкость нагревается в тормозных цилиндрах. Опасность для работы тормозной системы представляет возможность вскипания жидкости, при интенсивном использовании тормозной системы. Объем главного цилиндра всего 5-15 мл, перемещение поршня будет вызывать сжатие пара, и значительного увеличения давления в системе не произойдет, тормозная система перестанет работать. В случае попадания в тормозную систему воздуха возникает такая же ситуация.Высокие температуры в тормозной системе и насыщение тормозной жидкости водой, вследствие ее гигроскопичности (способности поглощать влагу из окружающей среды) приводят к старению и снижению температуры кипения. У большинства гидравлических тормозных систем в пробке бачка для тормозной жидкости имеется отверстие, сообщающееся с атмосферой для выравнивания давлений, это вызывает в поглощение воды из окружающего воздуха жидкостью. Поэтому рекомендуется заменять тормозную жидкость периодически в зависимости от условий эксплуатации, но не реже одного раза в два года.Согласно с требованиями международных стандартов, температура кипения новой тормозной жидкости не менее 205°C, и не менее 155°С для жидкости в процессе эксплуатации.Кроме этих свойств тормозные жидкости должны отвечать ряду требований:Вязкость жидкости не должна быть очень большой при низких температурах, чтобы обеспечивать хорошую прокачиваемость по тормозной системе. При высокой температуре вязкость не должна быть слишком малой, чтобы исключить подтекания. Требуемые показатели вязкости приведены в таблице.

Химическая инертность должна обеспечивать отсутствие взаимодействия тормозной жидкости с деталями системы. Широкий спектр материалов, применяемых в конструкции, вынуждает производителей рекомендовать определенные марки жидкости для своих автомобилей.Совместимость должна обеспечивать смешивание с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.Стабильность физико-химических свойств должна предотвращать расслоение, вспенивание и выпадение осадков в жидкости при работе и хранении.Смазывающие свойства должны предотвращать износ трущихся деталей.Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.

Таблица. Основные требования к тормозным жидкостям

Свойства

Показатели

noSAEJ1703

по FMVSS116

DOT3

DOT4

DOT5

Температура "сухого кипения" (°С), не менее

205

205

230

260

Температура "мокрой точки" (°С), не менее

140

140

155

180

Вязкость (сСт): при t = минус 40°С, не более при1 = 100°С, не менее

1800   1,5

1500   1,5

1800   1,5

900   1,5

 

Оставить заявку